Детская депрессия:советы родителям
Депрессии представляют собой актуальную проблему здоровья детей и подростков. Сложность проблемы состоит в том, что чем младше ребенок, тем более нетипично протекают депрессии. В подростковом возрасте
депрессивные расстройства чаще проявляются под «масками» нарушенного поведения, соматического неблагополучия, снижения интеллектуальной деятельности. Все это приводит к школьным проблемам. Подростки могут даже попытаться найти утешение в наркотиках или алкоголе.
Депрессии опасны тем, что на их фоне любая конфликтная ситуация вокруг депрессивного ребенка способна спровоцировать суицид. Конфликты могут складываться, по мнению взрослых, из незначительных, мимолетных неурядиц. Однако максимализм детей и подростков в оценках окружающего мира, эгоцентризм, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков, отсутствие жизненного опыта создают ощущение дискомфорта, неразрешимости конфликта, чувства одиночества, отчаянности. Это все делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для детей и подростков и совершенно неожиданной для взрослых, окружающих их.
В трудных случаях депрессии лечат лекарствами (антидепрессантами) и
психотерапевтическим воздействием, направленным на ослабление влияния неблагоприятных факторов среды.
В младшем школьном возрасте депрессивное состояние
выражается в закрытости от окружающих, отсутствии заинтересованности в какой - либо деятельности, игре со сверстниками, низкой познавательной способности к учебной деятельности, грустном эмоциональном состоянии. Как правило, дети данной возрастной категории очень редко рассказывают о том, что им грустно или тоскливо. Чаще всего от детей можно услышать такие слова как «скучно», «не интересно», «невесело», «хочется плакать». В отличие от депрессивного состояния взрослых, у детей замечается повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу. Дети в депрессивном состоянии плачут по любому поводу - когда обидели, сделали замечание или наоборот похвалили, или даже, когда увидели приходящего в дом постороннего человека.
Признаки и симптомы депрессивного состояния детей:
- Эмоциональная неуравновешенность.
- Долгое по продолжительности чувство грусти.
- Изоляция от окружающих.
- Чувство ненужности и высокая чувствительность. - Повышение или потеря аппетита
-Бессонница или сонливость.
- Вербальная агрессия ребёнка или истерика.
- Рассеянное внимание.
- Быстрая переутомляемость.
- Чувство вины.
- Сложность в концентрации внимания.
- Возникают идеи о самоубийстве, смерти.
- Возникают трудности во взаимодействии с семьёй, в игровой деятельности с друзьями. - Трудности в обучении. - Нежелание заниматься спортивной деятельностью и в целом заниматься любыми другими делами.
Как родителям бороться с депрессивным состоянием своего ребенка:
- Чтобы предупредить развитие депрессивных состояний у своего ребенка, родителям необходимо больше уделять ему внимания, знать, чем он занимается, что ему интересно, что его волнует больше всего.
-Очень важно окружить ребёнка заботой и дать ему понять, что он не один, что вы готовы его выслушать и принять его таким, какой он есть, помочь разобраться с возникшими проблемами. Если вы определили какой-то из вышеупомянутых признаков, поговорите с ребенком, узнайте у него что он чувствует, что его беспокоит или раздражает.
-Необходимо, чтобы у него было собственное увлечение, которое будет интересовать и занимать его, отвлекая от не нужных мыслей. Это занятие должно нравиться именно вашему ребёнку, а не одному из родителей.
- Родители обязаны сосредоточить своё внимание на питании ребёнка, разнообразив рацион.
- Полезны ежедневные прогулки, пребывание на свежем воздухе.
- Если вы увидели, что ваше чадо находится в глубоком депрессивном состоянии, не паникуйте. В этих случаях вы всегда можете обратиться к психологу в вашей школе либо в больнице.
Симптомы депрессивного состояния подростков
Что же должно насторожить взрослых?
Изменение поведения или характера:
- веселый, общительный, подвижный ребенок становится грустным, медлительным, замкнутым;
- ласковый и доброжелательный – злым, ворчливым;
- любознательный и активный – безразличным, чрезмерно послушным;
- ответственный, послушный– безответственным, с протестным поведением.
Изменение формы реагирования на окружающий мир:
- отсутствие обычного оживления при встрече со знакомыми;
- недоверчивость, ощущение вины при любых жизненных неудачах;
- снижение прежних интересов, отказ отвечать на вопросы, бездеятельность;
- постоянное состояние раздражительности на окружающих, особенно близких людей.
Изменение внешнего облика:
- понурая или напряженная поза;
- угрюмое или грустное выражение лица;
- взгляд беспокойный или потухший (тоскливый);
- бледность кожных покровов, «синева» под глазами;
- ранее опрятный ребенок перестает следить за своим внешним видом.
Наличие соматовегетативных расстройств:
- нарушения сна и аппетита;
- склонность к частым простудным заболеваниям, появлениям разнообразных кожных высыпаний, нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта и т.п.;
предъявление разнообразных жалоб на свое здоровье, неподтверждаемых объективными обследованиями, чрезмерная фиксация на своем физическом здоровье, со склонностью к преувеличению своего недомогания.
Чего нельзя категорически делать при депрессии у детей и подростков:
- давать нелепые советы: «Встряхнись! Возьми себя в руки! Не раскисай!»;
- унижать собственное достоинство ребенка и подростка, особенно в присутствии сверстников;
- использовать авторитарный стиль воспитания;
- игнорировать наличие суицидальных высказываний у детей и подростков;
- пренебрегать помощью профессионалов.
Рекомендации родителям подростка, страдающего от депрессии.
Если вы наблюдаете у своего ребенка признаки депрессии, ни в коем случае не пытайтесь давить на него, ругать или обвинять в неспособности взять себя в руки. Если ребенок давно находится в таком состоянии, то подобные действия способны усугубить ситуацию - подросток может уйти из дома или совершить какой-нибудь импульсивный поступок, например, причинить себе вред.
Вспомните, когда это впервые началось. Проанализируйте возможные причины, которые могли привести к развитию депрессии у подростка. Какова была семейная ситуация в тот момент, что происходило в школе, как подросток себя чувствовал? Может быть, на состояние вашего ребенка повлияли резкие изменения в жизни - распад семьи, переезд, смена школы, разрыв с друзьями, болезнь и т.д. Не забывайте, что подросток особенно чутко реагирует на все перемены, и любое серьезное обстоятельство может вызвать у него негативные переживания.
Снизьте планку требований к подростку. Возможно, вы считаете, что он должен быть успешным во всех областях, добиваться победы любой ценой, особенно если у вас в семье присутствует установка на достижения. В этом случае депрессия может быть показателем того, что ребенок устал соответствовать вашим ожиданиям, что у него больше нет сил выполнять то, что вы от него требуете. Кроме того, чрезмерное руководство и навязывание родительских планов, целей и ценностей может привести к тому, что подростку не хватит душевных ресурсов для того, чтобы открыть, кто же он на самом деле и чего хочет в жизни.
Обратите внимание на свои супружеские отношения. Что в вашей семье есть такое, от чего ребенок спасается уходом в себя? А может быть, вы чрезмерно заняты своими отношениями с партнером, и ребенок потерял надежду на контакт с вами? Если вы слишком негативно оцениваете своего супруга, не забывайте, что ребенок любит второго родителя, и ваши неприятные замечания в его адрес могут вызывать у подростка сильные переживания. То же самое в отношении, например, отца ребенка, который не живет с вами - невозможность полноценно общаться с ним может также быть одним из факторов возникновения депрессии.
Будьте внимательны к высказываниям подростка. Если ребенок, находящийся в депрессии, говорит о том, что хочет умереть, убить себя, шутит на эту тему, рассуждает о бессмысленности жизни, то не исключено, что он размышляет о самоубийстве. Исследования показывают, что в 90% случаев такие высказывания - это «крик о помощи», адресованный прежде всего своим близким. Это значит, что подросток испытывает высочайший дискомфорт, причины которого толком понять не может, а в форме, понятной родителям, высказать не умеет. Иногда суицидальные попытки подростков носят просто демонстративный характер, однако не надо понимать это так, будто все происходит «ни с чего» или «нарочно». Если ситуация принимает серьезный характер, то необходимо побеседовать с подростком - выяснить, почему он хочет сделать это, а затем попытаться помочь найти смысл в этой жизни (не навязывайте свои представления, помогите подростку отыскать собственные ценности, ради которых стоит жить). Конечно, в данном случае необходимо обратиться к психологу - скорее всего, вашему ребенку потребуется серьезная помощь.
Если у вас налажен эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь чаще общаться с ним в неформальной обстановке, проводите вместе больше времени. Помогайте ребенку справляться с жизненными трудностями, но при этом не навязывайте ему свое мнение.
Профилактика депрессий
Рекомендации по профилактике депрессий у детей и подростков:
- безоговорочная принятие детей такими какие они есть;
- желательно равноценное отношение родителей к детям, если в семье их несколько, с целью предупреждения чувства ревности;
- обучение ребенка конструктивному общению со взрослыми и сверстниками;
- соблюдение единых подходов в воспитании ребенка, с развитием у него таких качеств как самостоятельность, уверенность в себе;
- участие взрослых в делах и интересах детей и подростков, организация совместной деятельности;
- создание необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
- предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок: организация основного и дополнительного обучения детей с учетом состояния здоровья, интеллектуальных и творческих способностей.
Рецепт профилактики депрессии в подростковом возрасте «прост»: безусловная любовь, пристальное внимание, умение поддержать стремления подростка к независимости и самостоятельности, способность понять и разделить его интересы. Приглашайте его друзей домой, постоянно разговаривайте с подростком, будьте в курсе всех событий его жизни, не навязывая ему своего авторитарного мнения, постарайтесь обеспечить ему интересную жизнь (это вовсе не означает одобрения постоянных развлечений: дискотеки, кино и пр.), поощряйте любые его творческие интересы.
Учите их правилам самообороны, плавать, кататься на велосипеде, заниматься боксом, каратэ. Чем больше они будут заняты, тем спокойнее вы будете за их будущее. Депрессия зачастую может явиться следствием скуки, так что лучше, чтобы у подростка не было свободного времени на пустые развлечения.
Надо обязательно кормить детей, особенно подростков, полноценной пищей хотя бы утром и вечером. Детям нужны белки, обеспечивающие организм незаменимыми аминокислотами (молочнокислые продукты, творог, сыр, орехи, фасоль, горох, чечевица, соевые продукты, яйца, рыба, мясо), витамины А, группы В, С, Е, рыбий жир, кальций, йод и другие макро - и микроэлементы. Усиленный рост и нарушение гормонального равновесия в период полового созревания вызывают большую потребность в витаминах и минеральных солях.
Многим взрослым трудно предугадать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Но всё-таки, если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс.
И в заключение хотелось бы сказать о том, что лучшее лекарство для человека, пребывающего в депрессии - это ощущение себя любимым и нужным, а также возможность реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Поэтому всеми силами помогайте в этом вашему ребенку, и тогда он сможет войти во взрослый мир уверенным и сильным!
Использованы материалы сайта Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» города Саянска./school6-sayansk.ru/index.php/…/181-detskaya-depressia-sovety-roditelyam?...
Практические рекомендации родителям по адаптации
первоклассников.
1.Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
2.Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
3.Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
4.Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
5.Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
6.Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
7.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Не лишним будет выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
8.После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
9.Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
10.Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте ребёнку возможность работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
11.В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"
12.Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
13.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
14.Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
15.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
16.Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
По материалам сайта открытый урок.рф/статьи/312476/
подробнее... / свернуть