«Как нет человека без самолюбия, –
так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ
к сердцу человека...»
К.Д. Ушинский
С самого рождения в человеке начинает пробуждаться любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, тому месту, где он живет. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину — свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.
В условиях независимого суверенного государства важнейшим фактором обеспечения безопасности Родины является моральный дух народа, чем он монолитнее и сплочённее, тем меньше шансов разговаривать с нами с позиции силы. Поэтому стержнем морального духа народа Беларуси должен стать патриотизм, который начинается именно с понимания всеми гражданами суверенитета и независимости своей страны.
В этой связи актуальным на сегодняшний день является совершенствование системы гражданско-патриотической и правовой работы в школе, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина Республики Беларусь — патриота Родины. Овладение теорией и практикой гражданско-патриотического и правового воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к выполнению своего долга достойного служения Отечеству — одна из задач патриотического и правового воспитания учащихся в ГУО « Лахвенская ясли – сад – средняя школа Лунинецкого района»». Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.
Я считаю, что гражданско-патриотическое воспитание одно из обязательных компонентов образовательного процесса.
Мой опыт работы показывает, что гражданско - патриотические чувства детей воспитывают не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе, в спорте, в семье. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
На протяжении всего года ведется работа и с родителями. Было проведены классные родительские собрания, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей. Планируя работу с родителями, учитывается их заинтересованность, социально-психологическая совместимость. Работа с родителями проходит по следующим направлениям:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных и школьных мероприятиях
Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами РБ, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Или попросту сказать: «Научить жить»
Для организации идеологического и патриотического воспитания учащихся был составлен план работы по направлениям:
формирование необходимых условий для их интеллектуального, нравственного, физического развития;
повышение правовой культуры (наряду с общепринятым для школы объемом знаний старшеклассники получают представление о работе сотрудников органов внутренних дел, основы профессиональных, в том числе правовых знаний);
формирование государственного мировоззрения и законопослушного поведения, твердых морально-нравственных устоев и принципов, активной жизненной позиции;
пропаганда и внедрение здорового образа жизни;
воспитание патриотизма;
развитие и укрепление связей с органами внутренних дел.
Были проведены классные и информационные часы: « Я ребёнок - я гражданин», «Знай свои права соблюдай обязанности», «Дорожные правила - безопасность», «Имя героев в памяти потомков», «Я гражданин своей страны», «Вспоминая почтим», «Уроки победы», «Память во встречах хранима», «Что значит Родину любить», «Профилактика правонарушений», «Криминальные происшествия недели», «Правонарушение, преступление и подросток», «Беларусь. Социально-экономическое и политическое положение страны», «Я гражданин Республики Беларусь», «Путешествие по Беларуси», «Мои права и обязанности», «Мир профессий. На страже закона», «Государственные символы Республики Беларусь». В рамках Недели правовых знаний проводятся встречи с представителями Лунинецкого РОВД.
Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
Я пришел не на голое место, где надо все начинать с нуля. В этой школе очень сильный и сплоченный коллектив. Сегодня, например, я работаю с юношами 2006 года, которым предстоит визит в военкомат. Классный руководитель 10 класса Татьяна Николаевна Дубойская и классный руководитель Кривулец Валентина Леонидовна 11 класса не просто идут мне навстречу, но еще и сами проявляют инициативу, интересуются положением дел у своих учеников – есть искренняя заинтересованность педагогов, мои проблемы здесь не делятся на свои/чужие.
И я уверен, что не в школе начинают учить «любить Родину». Эта любовь начинается со своей семьи, к своему дому, двору, школе, городу… И здесь главным помощником является служба СППС, социальный педагог Наталья Николаевна Кипцевич и педагог психолог Ирина Николаевна Бугаева. Большую поддержку, понимание в гражданско - патриотическом воспитании оказывает администрация школы. Словом, как в известной песне «С чего начинается Родина?». Поэтому никакого нагнетания, «промывания мозгов», как некоторые говорят, я не вижу. Я просто учу жить.
подробнее... / свернуть